(34922)
3-99-63
Телефон доверия:
(34922)
5-10-98
Новости
30.11.2012
ЯМАЛКОММУНЭНЕРГО – ГОД СПУСТЯ

Чуть больше года назад на территории Ямало-Ненецкого автономного округа создан единый коммунальный оператор - ОАО «Ямалкоммунэнерго». Напомним, в августе 2011 года Министерством регионального развития и Министерством экономики Российской Федерации был подготовлен и принят План действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций (постановление Правительства от 22.08.2011 № 1493-р).

В рамках реализации этого плана муниципалитетам рекомендовано завершить техническую инвентаризацию основных фондов ЖКХ, активно включать их в коммерческий оборот, использовать такие формы взаимодействия бизнеса как государственно-частное партнерство.

Задача, которую Правительство ЯНАО поставило перед ОАО «Ямалкоммунэнерго» - объединить разнородные муниципальные предприятия ЖКХ в единую систему управления. Тем самым сократить управленческие расходы, создать условия для реализации единой технической и кадровой политики. 

К слову, централизация управления сегодня практикуется во многих сферах, включая «большую» энергетику, нефтяную и газодобывающую отрасли.  И, как показывает эта практика, вполне эффективно. И все же, несмотря на множество успешных примеров в других отраслях, приход  частного капитала в коммуналку предрекают как конец света.

- Нам нередко приходится слышать: «Вот сейчас они все утащат…», - говорит исполнительный директор ОАО «Ямалкоммунэнерго» Максим Пономарев. - На самом деле, коммунальное хозяйство – это сложный и тяжелый бизнес…

 Работа, которая, по сути, не является правом  - можно и так сказать. Она – обязанность. Например, в прошлом году, прямо на старте создания корпорация была вынуждена покупать для Находки (Тазовский район) дизель-генератор, а для самого поселка Тазовский - несколько турбин. В «Ямалкомунэнерго»  понимали: если этого не сделать, возможны тяжелые аварийные ситуации. А далее, будьте уверены, найдется масса контролирующих органов, которые быстро определят виновного. Им, в данном случае, организация, которая взялась за обслуживание жилого фонда либо коммунальных сетей – независимо от формы собственности и бренда. Нельзя забывать и о власти, у которой достаточно серьезный арсенал рычагов воздействия на новорожденную структуру, как на эксплуатирующую организацию. Но прежде всего, в корпорации прекрасно понимают, насколько высок уровень  социальной ответственности. Поэтому огрехов стараются не допускать.

Справка «ЯМ»: Несмотря на сравнительно недолгий срок существования эффективное хозяйствование ОАО «Ямалкоммунэнерго» - факт очевидный. Единый коммунальный оператор не только доказал  свою дееспособность, но и обеспечил решение застарелых проблем в деятельности коммунальных МУПов. Прежде всего, корпорация погасила долги перед поставщиками ресурсов, рассчиталась по налоговым платежам и долгам по заработной плате. Затем приняла ряд кардинальных решений по сокращению непроизводственных затрат. Итог – расходы, например, на аренду автотранспорта, охрану объектов сократились на 25-35%.

- Анализ показал, что затраты муниципального предприятия на арендованный транспорт были сопоставимы с затратами на покупную электроэнергию, - говорит Максим Пономарёв. - В структуре себестоимости такого быть просто не должно…

Безусловно, есть тип машин, которые выгоднее арендовать. Но есть машины, которые  используются практически круглые сутки. Это так называемые «хозяйки» - транспорт для перевозки аварийных бригад, заборов воды на анализ и так далее. Дешевле купить такую машину в лизинг, чем арендовать, потому что размер аренды в месяц – с услугами водителя, затратами на запчасти стоит просто колоссальных денег.

Для предприятий, нацеленных на развитие, лизинг - эффективный финансовый инструмент. В нашем случае лизинг позволил ОАО «Ямалкоммунэнерго» не только обновить автопарк, не отвлекая значительных финансовых средств из оборота, но и дал возможность сэкономить на покупке – в общей сложности порядка двадцати процентов от стоимости.

Семь единиц грузопассажирских «ГАЗ-33023» и автобус  «IvekoDeili», которые уже красуются на территории филиала Общества в Надыме, используются для доставки рабочего и оперативного персонала на объекты, в места ликвидации аварийных ситуаций. В ближайшее время количество авто увеличится. Помимо «Газелей» и автобуса, корпорация намерена приобрести два экскаватора ЕК-18, поскольку техническое состояние и производительность старых машин уже не позволяют в полном объеме выполнять необходимые работы. В перечне покупок автокран «Челябинец», четыре самосвала «МАЗ», фронтальный погрузчик, «Урал» и две илососные  машины. Последние предназначены для вакуумной очистки колодцев (их в Надыме 1225 единиц), ливневой и канализационных сетей, а также септиков от ила и транспортировки его к месту выгрузки.

Вся перечисленная техника может также использоваться для ликвидации аварийных ситуаций, обслуживания ЖКХ и будет работать на объектах Надымского филиала ОАО «Ямалкоммунэнерго». Через три года, подчеркивает Пономарев, эта техника станет собственностью предприятия, и оно не будет зависеть от аренды.

Кстати, в этом году корпорация приодела и работников – спецодежда  и средства индивидуальной защиты Надымскому филиалу обошлись в сумму свыше  3 миллионов рублей. Это почти вдвое больше, чем было затрачено на гардероб коммунальщиков в последние два года. Впрочем, в корпорации об этих деньгах не жалеют. Безопасность и комфорт, говорят, превыше всего.

Курс – на эффективность

Оценив реальные потребности территорий, ОАО «Ямалкоммунэнерго» развернуло деятельность по укреплению производственных мощностей. Итог - не только гарантия жизнеобеспечения ямальской глубинки, где о технических обновках давно забыли.  Это и своего рода резерв, с помощью которого коммунальщики смогут ремонтировать оборудование на заводе-изготовителе, а не в полевых условиях как это было до сих пор. Кроме того, обновки позволят сэкономить на эксплуатационных затратах. Речь идет о пяти авиационных турбинах, которые специалисты ОАО «Ямалкоммунэнерго» намерены купить для электростанций Тазовского, Газ-Сале и Антипаюты.  Находку в свою очередь корпорация планирует обеспечить передвижными электростанциями контейнерного типа. В Шурышкарский район закупает новые котлы…

- Ну, как можно эксплуатировать котлы с 30% КПД? – удивляется наш собеседник. - Грубо говоря, с одной стороны ты заливаешь ведро топлива, но работу это ведро выполняет на треть. Все остальное  просто вылетает в трубу. Естественно, выстраивая единую техническую политику, мы нацелены на эффективность производства. По большому счету,  здесь не идет речь об увеличении мощности. Мы меняем оборудование на более эффективное, где из каждой единицы топлива можно извлечь две единицы продукции. Это то, о чем мы говорили раньше: если не можем влиять на снижение цены топлива, будем повлиять на снижение объема его потребления. И  в этой  логике необходимо двигаться практически везде. Нет возможности, отказаться, например, от северного завоза? Постараемся его минимизировать настолько, насколько это возможно!

Тариф – ограничитель желаний

Объективности ради – пока нет повода говорить о каких-то доблестных подвигах корпорации, но! В силу того, что в отрасли накопилось немало разноплановых проблем, единому коммунальному оператору приходится  одновременно работать в разных направлениях. С одной стороны – решать текущие вопросы, в том числе и подготовки к зиме, расходуя значительные средства на поддержку работоспособности коммунального комплекса.  И вместе с тем, уже сегодня менять традиционные подходы в управлении отраслью, параллельно выстраивая партнерские взаимоотношения с коллективами.

На самом деле руководство корпорации достаточно оперативно вышло  на уровень сотрудничества с профсоюзами, сторонам  удалось достичь взаимопонимания, в том числе  при формировании положений коллективного договора.  Сегодня общая позиция коллективов понятна. Теперь вопрос следующий: естественно, на все «хотелки» у единого коммунального оператора  не хватает ресурсов. И работники это понимают. Бессмысленно планировать, заработную плату, размер которой не заложен в тарифе. Тариф – это своего рода ограничитель желаний. Поэтому сегодня представители ОАО «Ямалкоммунэнерго» ведут переговоры с регулятором – Департаментом цен и тарифов ЯНАО, - объясняя что услышали от коллективов, и пытаясь согласовать с тем, что заложено в тарифе. В данном случае менеджмент корпорации  находится с работниками на одной стороне баррикад и свою позицию озвучивал неоднократно: достойно оплачиваемый труд людей приводит к тому, что в отрасль становится конкурентоспособной.

Виртуальные сети

- Трудности? – уточняет Максим Евгеньевич, - конечно, есть. Прежде всего, дефицит квалифицированных специалистов. Несмотря на то, что штатная численность персонала ОАО «Ямалкоммунэнерго» порядка 5,5 тысяч человек, ямальская коммуналка испытывает острую потребность в кадрах…

Кроме того, корпорация столкнулась с тем, что в городах и районах объем имущества с неоформленным правом собственности в тепловых, водопроводных и электросетях достигает иногда 90 процентов. Естественно, появляются вопросы: как это эксплуатировать? Как вкладывать деньги?

Другая проблема – и она актуальная для всех предприятий коммуналки -  эти сети не используются при расчете тарифной выручки и, значит, в ней нет затрат, необходимых на их эксплуатацию. То есть, предприятия их эксплуатируют, но денег за это реально получить не могут. Если взять, например, прошлые тарифные дела по Надыму, тогда еще МУП «Теплоэнергоремонт» сдавал их с учетом протяженности магистральных сетей примерно в 60 километров. В этом году, после инвентаризации, их уже 87! Выходит, почти треть сетей коммунальщики обслуживали, но ничего за это не получали?

- … потому что не могли доказать ни протяженность, ни право собственности на эти сети, - объясняет Пономарев.  - К слову, за год работы специалисты ОАО «Ямалкоммунэнерго» приложили максимум усилий, чтобы в Надыме были оформлены технические паспорта, которые четко  привязаны к земле, протяженности сетей, плану их прокладке и другим параметрам.

Без этого, отметим, сделать гидравлическую схему невозможно. По такому же принципу корпорация двигается в других муниципалитетах.

Вдохнуть жизнь в предприятия ЖКХ

Еще на старте создания ОАО «Ямалкоммунэнепрго» шла речь о том, что для любого предприятия, также как и для любого муниципалитета необходимо формирование бюджета, казначейское исполнение.  Почему? На самом деле все очень просто. Как жили предприятия ЖКХ до сегодняшнего дня? Получали некий тариф, а потом сдавали некий баланс. С этим предприятие финансовый год завершало. Что делали на протяжении года, как расходовали деньги, по каким статьям? Это описание отсутствует. Сегодня корпорация  создает  в филиалах финансово-экономические службы, службы казначейские и вместе с предприятиями старается скрупулезно «собрать» бюджетный процесс, который обеспечит прозрачность деятельности. Что характерно, подчеркивают в «Ямалкоммунэнерго», у людей на предприятиях стало меняться отношение, появился интерес к делу.

Стипендии будущим работникам

Если вернуться к вопросу квалификации кадров, то, например, в том же Надыме, где местный филиал корпорации практикует привлечение учащихся на практику, ОАО «Ямалкоммунэнерго» рассматривает возможность финансирования будущих работников еще на этапе учебы. По сути это то, что делает весь цивилизованный мир, когда старается на уровне 3-4 курса среди сегодняшних студентов либо учащихся купить себе будущих специалистов. Чтобы в перспективе обеспечить их работой. Это интересно и коммунальщикам, и  потенциальным кадрам. Молодой парень, который завершает учебу, еще не очень понимает, куда он двигается дальше. Корпорация готова ему предлагать варианты, при этом гарантируя, что если он приходит на работу, то будет обеспечен этой работой всегда. Всю жизнь. Потому что коммуналка – это сфера, без которой мы все не можем жить. Она будет трансформироваться, совершенствоваться, но все равно останется одной из самых востребованных. С другой стороны в «Ямалкоммунэнерго» не отказываются от идеи формирования программы по стипендиям и программы подготовки кадров. «Здесь, по крайней мере, мы услышали точку зрения департамента образования ЯНАО, которая созвучна нашим пожеланиям, - говорит исполнительный директор ОАО «Ямалкоммунэнерго». - Сегодня департамент формирует  своего рода  план-заказ на подготовку кадров, а мы готовы стать заказчиком.  Задача – определить  перечень профессий и специальностей, которые необходимы отрасли, и разместить этот заказ в обучающих центрах.  Пойдут ли люди? По крайней мере, наша задача их заинтересовать».

Из каменного века – по магистрали Интернет

Программное обеспечение, которое сегодня внедряют в филиалах «Ямалкоммунэнерго», просто требует переподготовки специалистов.  На самом деле что получилось: когда начали вводить «1С: Документооборот-8»? Выяснилось, что люди не готовы в нем работать. Тазовский район, например, формирует заработную плату каждый месяц вручную… Это же каменный век! В результате потратили солидный объем средств, чтобы установить программный продукт. Нет более современной версии. И сегодня продолжают обучение персонала. Да, периодически сбоят программы. Да не все  понимают, как в них работать. Просто нет опыта. Но это все наживное, через некоторое время все  нормализуется и люди станут этим пользоваться как привычным инструментом. Одновременно с внедрением программного обеспечения филиалы единого коммунального оператора перешли на скоростную электронную связь - независимый от наземных провайдеров доступ в Интернет. Специалистами «Ямалкоммунэнерго» создан резервный канал в Надыме, установлено и запущено в эксплуатацию оборудование в Тазовском филиале, в селах Мужи, Горки и Овгорт. Его использование - несомненный шаг вперед,  учитывая тот факт, что в настоящий момент скорость доступа в Интернет, например, в селе Мужи ограничена 256 Кбит/сек.

От автора: осталось добавить, что перечисленные преобразования, в той или иной степени, коснулись всех муниципалитетов округа, за исключением столицы Ямала и Нового Уренгоя. Но, если с выходом к салехардскому потребителю «Ямалкоммунэнерго» пока не спешит, то с властями Нового Уренгоя уже обсуждаются планы будущих инвестиций в развитие энергоисточников.

Подготовила Елена Пекка